Как выглядит многомиллиардный и многострадальный проект LRT сегодня (ФОТО)

Демеуова Алтын

На скандально известном долгострое работают больше тысячи рабочих

Как выглядит многомиллиардный и многострадальный проект LRT сегодня (ФОТО)
Фото: Azattyq Rýhy

В столице Казахстана с целью разгрузки дорог решили создать систему легкорельсового транспорта (с английского Light rail transport, сокращенно LRT). Это решение было принято в далеком 2005 году. Именно тогда акимат Астаны принял транспортную программу, в которой предусматривалось строительство надземного метрополитена с использованием легкорельсового транспорта. В 2011 году тогдашние власти Астаны провели официальную церемонию начала строительства LRT, но уже в 2013 году из-за дороговизны проекта от него решили отказаться. Потом LRT снова пытались возродить, успев отстроить бетонные опоры. Жители и гости города могли бы давно ездить на LRT и таким образом избегать пробок, но проект, инициированный 19 лет тому назад, до сих пор не введен в эксплуатацию. Проект по праву можно назвать многострадальным, потому что бетонные опоры стоят годами и ждут своего часа. И кажется, все-таки дождутся, потому что на LRT в настоящее время активно ведутся строительные работы.

Фото Azattyq Rýhy

Корреспондент Azattyq Rýhy напомнит хронологию реализации проекта и расскажет о том, какие работы сейчас ведутся.

Вспомним как все начиналось

В далеком 2011 году был дан старт строительству LRT. Первую очередь по маршруту «Абу-Дабли Плаза – аэропорт» обещали сдать через 2,5 года. Но астанчане так и не увидели запуска проекта.

В том же году тогдашнее правительство Казахстана разрабатывало схему LRT, определяло станции и выяснило сумму для реализации проекта. Тогда его оценивали в 194,66 миллиарда тенге. 

К вопросу необходимости строительства надземного метрополитена возвращались по несколько раз. Сумма, необходимая для ЛРТ, менялась несколько раз, на протяжении долгого времени искали инвестора и подрядную организацию.

Безусловно, реализация проекта сдерживалась его дороговизноой. В 2013 году бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил отказаться от строительства LRT и заняться проектом скоростного автобуса или метробуса (с английского Bus rapid transit, сокращенно – BRT). Но в 2014 году снова заговорили о LRT. Тогда на пост акима Астаны пришел Адильбек Джаксыбеков. Именно он предложил вернуться к строительству легкорельсового транспорта.

В 2015 году состоялось подписание рамочного соглашения о реализации проекта «Новая транспортная система города Астаны. ЛРТ. Первая очередь» между акиматом города в лице ТОО «Астана LRT» и консорциумом в составе компаний China Railway International Group Limited и Beijing State-Owned Assets Management Co., Ltd.

В 2016 году была представлена программа модернизации транспортного комплекса и в ней LRT был назван лучшим решением для решения трафика в Астане.

В 2017 году в городе начали появляться бетонные опоры – линии LRT. И с тех пор активность пошла на спад. Вокруг проекта начали разгораться скандалы. В том числе и коррупционные.  

Миллиардные хищения

Причиной затянувшегося строительства, как выяснилось впоследствии, оказалась коррупция. Были выявлены миллиардные хищения.  

Коррупционный скандал с участием чиновников столичного акимата вышел за пределы Казахстана. В 2019 году под подозрением оказались семь человек. Тогда они пустились в бега, часть подозреваемых были объявлены в международный розыск. Их обвиняли в хищениях 5,7 миллиарда тенге, совершенных при строительстве легкорельсовой трассы.

 

Коллаж Azattyq Rýhy

Суд по делу о хищениях при строительстве LRT завершился в 2021 году. Всех семерых, в числе которых были бывший заместитель акима города, бывший председатель правления ТОО «Астана LRT», экс-руководитель городского Управления пассажирского транспорта и автодорог и другие чиновники, приговорили к различным срокам лишения свободы – они получили от 7 до 10 лет тюрьмы.

В 2023 году апелляционная инстанция рассмотрела жалобы осужденных и их защитников. Каждого из семерых фигурантов этого дела приговорили к 7 годам лишения свободы лет с лишением права занимать должности на государственной службе. С них взыскали 5,8 миллиарда тенге в пользу государства.

Критика властей и астанчан 

Возведенные бетонные опоры линий LRT простаивали с 2017 года, будто застыв во времени. Работы не велись, и они начали раздражать жителей города. Астанчане отмечали, что объекты только портят внешний облик столицы.

В 2019 году президент Казахстана раскритиковал проект, отмечая, что он превратился в серьезную проблему, которая вредит репутации страны. Касым-Жомарт Токаев тогда сказал, что проект ляжет «бременем» на правительство, но останавливать его, с учетом понесенных затрат, нельзя

В 2022 году глава государства назвал LRT ошибочным проектом, добавив, что он имел «сильный запах коррупции». Тогда властям Астаны было поручено выработать возможные варианты использования проекта LRT.

В том же году в акимате столицы заявили о том, что начаты работы по монтажу сборных железобетонных балок. С тех пор бетонные опоры словно «ожили», рабочие начали их преображать.

Однако за то время, что бетонные опоры стояли без дела, они сильно подпортили ландшафт города, о чем неоднократно писали астанчане в соцсетях. Теперь же появляется надежда на успешное завершение строительства надземного метрополитена. На опорах устанавливают бетонные конструкции эстакад линий LRT. Стоит отметить, что при своевременном финансировании проекта завершение многострадального проекта планируется в 2026 году.

Фото Azattyq Rýhy

Сумма проекта

Долгое время проходили поиски спонсора для строительства надземного метрополитена в Астане. Проект требовал многомиллиардных вложений. Сумма то и дело менялась. В пресс-службе ТОО «Астана LRT» назвали общую и финальную сумму финансирования строительства LRT в Астане 1,8 миллиарда долларов.

«Договор заключен на условиях под ключ, включающий проектирование, строительство и поставку оборудования. Так, проектом предусмотрена строительство эстакадной линии LRT протяженностью 22 километра, 18 станций с полным перечнем необходимого оборудования для их функционирования, 19 единиц подвижных составов, а также комплекс Депо, с оборудованием по обслуживанию составов и центр управления для беспилотного управления, эксплуатации линии и мониторинга», – сообщили в компании в комментарии агентству Azattyq Rýhy.

Фото Azattyq Rýhy

Сколько рабочих задействованы в проекте

На сегодняшний день на станциях активно ведутся работы. А именно – устанавливаются монолитные железобетонные бетонные конструкции эстакад линий LRT. В «Астана LRT» рассказали, что в работах задействованы 1 957 человек. В их числе рабочие из китайской компании China Railway Asia – Europe Construction Investment Co., Ltd и казахстанские субподрядные компании, выполняющие работы по переносу/переустройству/выносу инженерных коммуникаций. Также в компании рассказали, что на некоторое время в работах была взята пауза. Речь о зимнем времени, когда выполнялись работы по выносу инженерных сетей, устройству буронабивных свай и заготовке материалов.

Фото Azattyq Rýhy

Что сейчас делается на объектах

В 2024 году планируется завершение работа на эстакадах, сообщили в пресс-службе «Астана LRT».

«После работы по верхнему строению пути (укладки рельсов, стрелочных переводов) будет проводится внутренняя отделка станций и фасада. Кроме того, проект является полностью автоматизированным с беспилотным управлением составами. В этой связи, после завершения всех работ, предусмотрены дополнительные мероприятия по настройке и калибровке всех систем управления с тестовой эксплуатацией. Частично запустить LRT не получится. Пока все работы завершены не будут», рассказали в компании.

Завершить работы на всех 18 станциях обещают уже в 2025 году. С конца 2025 года в течение 6-9 месяцев будет проводится тестовая эксплуатация с настройкой всех систем.

Фотокорреспондент Azattyq Rýhy заснял то, как преображаются линии LRT на улице Сыганак. На некогда пустых опорах появились эстакады. Рабочие, не покладая рук, круглосуточно трудятся на объекте. Желтые строительные краны на станциях LRT видны в различных районах города.

Фото Azattyq Rýhy

Отметим, что маршрут LRT будет проходить от столичного аэропорта до железнодорожного вокзала «Нурлы жол» по проспекту Кабанбай батыра, улицам Сыганак и Шамши Калдаякова. Особенно заметны изменения на всей протяженности улицы Сыганак, автолюбителям приходится объезжать линии и опоры LRT близ бизнес-центров. Для этого появились новые разметки и знаки.

Ночные работы на станциях LRT

В «Астана LRT» объяснили, почему до астанчан доносится шум от строительных работ на линиях LRT в ночное время. Жалобы жителей города о ночных работах, мешающих спать, опубликованы в социальных сетях.

«Касательно производства работ в ночное время: мы призываем соблюдать подрядчика требования по соблюдению общественного порядка, в том числе в ночное время. При этом в столице короткий строительный сезон и поставлена задача по завершению строительства эстакады в текущем году. В составе эстакады и станций имеются монолитные железобетонные конструкции, заливку которых необходимо осуществлять беспрерывно», – ответили в компании.

При этом по отдельным конструкциям объем бетона превышает 1 тысячу кубических метров. В этой связи в отдельных случаях возможно производство работ в ночное время для достижения технических и качественных показателей бетона, утверждают в компании. При этом жителей и гостей столицы попросили отнестись с пониманием.

Фото Azattyq Rýhy

Перекрытие улиц

В настоящее время астанчане испытывают дискомфорт из-за перекрытия улиц, по которым проходят станции и линии LRT. Так, сегодня действует полное ограничение движения на участке улицы Сыганак LRT – от улицы Акмешит до улицы Туркестан. А также введено частичное ограничение движения по южному направлению на улице Сыганак – от проспекта Кабанбай батыра до улицы Казак радиосы, при этом западное направление в сторону проспекта Кабанбай батыра остается открытым.

Частичное ограничение движения также действует по южному правлению на улице Калдаякова – от улицы Нажмиденова до проспекта Тауелсиздык, при этом западное направление в сторону Моста М3 остается открытым.

Вместе с тем, обеспечено беспрепятственное движение во все направления путем сужения полос на проспекте Кабанбай батыра от дороги на аэропорт через Объездную дорогу города Астаны, далее мимо жилого массива Пригородный (улица Жандария).

Что сказать в заключении? Астанчанам, да и, пожалуй, всем казахстанцам, стоит набраться терпения и ждать, пока LRT наконец-то будет введен в эксплуатацию. Окажется ли это успехом или провалом, покажет только время.

Фото Azattyq Rýhy

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.