Управление пенсионными деньгами: каков лучший сценарий?
Частные управляющие показывают худшие результаты, чем ЕНПФ
В последнее время в обществе все чаще звучит мнение о невыгодности передачи пенсионных накоплений управляющим компаниям. Недовольство людей можно понять – они показывают куда меньшую доходность, чем тот же Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ). В связи с этим в экспертном сообществе считают, что инвесткомпаниям стоит дать больше свободы. Стоит ли идти на этот шаг и каковы в таком случае риски потери пенсионных сбережений, читайте в материале Azattyq Rýhy.
Нынче управляющие работают в жестких условиях, потому их инвестиционный портфель мало чем отличается от портфеля ЕНПФ. Все они в основном вкладывают пенсионные в покупку государственных ценных бумаг. То есть туда, где риски сведены практически к нулю. Именно поэтому частные компании показали в прошлом году низкую доходность – от 2,75% до 4,19%, тогда как показатель госфонда достиг 6,55%.
«Их портфели примерно схожи. Исходя из нынешней ситуации, и зная всю подноготную, я вообще не вижу смысла в передаче денег управляющим, потому что доходность у них ниже. Но я полагаю, что здесь злую шутку с ними сыграл фактор времени. Например, ЕНПФ пять лет назад купил ценную бумагу, которая стоила условно 10 долларов. За пять лет ее цена подросла на 50%, а ЕНПФ до сих пор ее держит. Вот она – доходность. А управляющая компания купила прямо сейчас, когда цена уже выросла», – утверждает экономист Арман Бейсембаев.
По мнению эксперта, позволив управляющим инвестировать более свободно, появится возможность сравнивать их инвестиционные портфели, степень риска и эффективность управления пенсионными активами.
«Думаю, управляющим следует дать больше свободы. По крайней мере, это даст шанс проявить талант в управлении активами и может у кого-то на самом деле будут более высокие доходности, которые будут превышать показатели ЕНПФ. Пусть малую долю, но можно вкладывать в более рисковые активы. Или долю акций можно было бы увеличивать», – отметил он.
При этом он подчеркивает, что речь не идет об абсолютной свободе, потому как пенсионные деньги – актив очень чувствительный. И риск потери этих сбережений не должен стоять на повестке.
Сейчас инвестиционные портфели как ЕНПФ, так и частных управляющих состоят по большей части из государственных ценных бумаг, депозитов в коммерческих банках, ценных бумаг казахстанских эмитентов, акций и облигаций иностранных эмитентов.
«Поэтому при управлении пенсионными активами в любом случае портфель будет максимально консервативным. Вопрос в том, что это будет стратегия 70 на 30. То есть 70% денег будут вложены в бумаги с гарантированной доходностью, а это, как правило, облигации. Это, как правило, государственные долговые бумаги – гособлигации. Это могут быть казначейские гособлигации, казначейки США, в которые наши вкладывают. Облигации нашего Минфина в тенговом выражении, краткосрочные облигации с очень высоким рейтингом. В корпоративные облигации можно вложиться, но это в меньшей степени – туда много не вложишь. Там доходность больше, но и риск больше. Они не могут быть очень высокими и доходность в любом случае будет скромная», – перечисляет наш собеседник.
И именно в этой стратегии 70 на 30, по его мнению, можно дать инвесткомпаниям чуть больше свободы, когда доли перераспределяются иначе.
«Доли внутри портфеля примерно делятся 70% в тенге и 30% – в долларовые бумаги. Здесь можно сделать пропорцию чуть побольше – увеличить, сделав небольшой крен в долю долларовых активов. Можно дать возможность вкладываться чуть больше в акции, чем в облигации. Здесь речь идет про люфт плюс-минус 5%, чтобы у управляющих компаний была возможность сделать крен в сторону акций, которые могут расти сильно и быстро», – отметил экономист.
Но проблема в том, что это пенсионные деньги, которыми никто не имеет права рисковать – ни Национальный банк, ни тем более управляющие компании. Поэтому простор для движений здесь достаточно скромный. И возможность расширения люфта – буквально пара процентов.
Вдобавок ко всему бытует мнение, что если дать компаниям больше свободы, то, соответственно, возрастут и риски, при которых вкладчик может потерять какую-то часть своих пенсионных накоплений. Но Арман Бейсембаев развеял этот скептицизм. По его словам, инвестпортфель можно составлять по-разному. Есть способы, при которых риски не вырастут, а доходность будет больше.
«Для этого управляющие могут под будущее обесценение тенге чуть больше вложить в долларовые активы, чем в тенговые. Особенно учитывая, что в западном мире и доходности растут, потому что там ставки тоже растут. И доходности будут больше, и они могут набрать ценных бумаг того же казначейства США, краткосрочные векселя, корпоративные облигации. Если им дадут в будущем такую возможность. А в целом риски всегда существуют, ведь это финансовый рынок», – констатирует эксперт.
При нынешнем положении дел смысла в передаче денег инвестиционным компаниям нет. Но не потому, что у них низкая доходность.
«Управляющие компании они найдут возможность показать доходность выше, чем у ЕНПФ. Но это надо смотреть не по году, а хотя бы по пятилетиям. Тогда лишь станет понятно, выгодно это было или нет.
Но чтобы в широком поле эти компании действовали, я думаю, не получится. Хотя хотелось бы. Но тогда, если вдруг управляющая компания потеряет эти деньги, государству придется компенсировать. А оно государству надо? Поэтому стратегия в любом случае здесь будет низко рисковая. Поэтому логично, что пенсионные активы вкладываются в государственные ценные бумаги. Деньги, вырученные от продажи этих бумаг, поступают в бюджет. И когда мы говорим, что пенсионные деньги идут на финансирование бюджета – это тоже правда», – подчеркнул Арман Бейсембаев.
Регулятор же тем временем видит неэффективность чрезмерного жесткого ограничения работы управляющих компаний, при котором вообще теряется смысл передачи им части пенсионных активов. Поэтому, думается, чиновники пойдут на ослабление регулирования и предоставление большей свободы, чтобы они конкурировали между собой, искали наиболее перспективные и интересные компании для вложения средств.