EXPO-2017, поддержка нацкомпаний и банков. Куда ушли деньги Нацфонда?
Это и есть «старый Казахстан» во всей красе: когда деньги национального резерва расходуются на туманные имиджевые проекты, либо вовсе – в угоду олигархату
Наиболее красноречивым отголоском «старого Казахстана» эксперты считают состояние Национального фонда. Когда зияющие «дыры» в нормативно-правовом регулировании и обтекаемые формулировки позволили некоторым деятелям «из прошлого» вдоволь наесться благами нашей общей копилки.
Редакция Azattyq Rýhy попросила финансового аналитика Юрия Масанова изучить доклад Счетного комитета по итогам 2021 года. Наше особое внимание при этом приковало расходование средств Нацфонда, то есть то, как наши с вами активы в былые годы тратило правительство.
Нацфонд – карман олигархата?
Национальный фонд может истощиться и с 2015 года находится в активной фазе потребления - говорится в докладе Счетного комитета к отчету правительства за 2021 год, а также по расходам Нацфонда.
С момента создания в Нацфонд поступило около 62,4 трлн тенге. Из этой суммы использовано 34,4 трлн, остаток на конец 2021 года составил 28 трлн тенге.
Ни для кого не секрет, что для кабмина Нацфонд – это всегда доступный кошелек, из которого можно взять денег, когда «зарплаты» (то есть налоговых поступлений) не хватает на покрытие расходов, а Нацбанк как бы закрывал на это глаза и легко соглашался.
В своем анализе Счетный комитет отметил: генеральной линии по использованию денег Нацфонда нет, в том числе и по части концентрации на поддержку конкретных секторов экономики.
Более того, средства Национального фонда используются с отклонением от изначально заявленных статей затрат. Вместо решения заявленных проблем деньги идут на косвенные административные нужды конечных получателей средств Нацфонда.
Предпосылками к истощению резервов являются недостатки нормативно-правового регулирования вопросов использования Нацфонда, обтекаемые формулировки и вольное трактование положений концепции в актах правительства. Это тоже приводит к искажению механизмов расходования средств Нацфонда.
А это, в свою очередь, означает интереснейшие расходы наших с вами денег на не связанные с нами самими вещи.
Например, на поддержку банков, из которых акционеры успешно выводили деньги. Всего с 2008-2016 годы государство выделило на выкуп ценных бумаг четырех банков 476,1 млрд тенге. В 2017 году по программе повышения финансовой устойчивости банковского сектора была оказана помощь пяти банкам на 653,7 млрд тенге. Эти средства обещают вернуть в Нацфонд с прибылью, но, как и обычно, в общем, надо еще отслеживать этот вопрос.
Да и денег там в итоге было побольше. В свое время для помощи БТА и Казкому, насколько я помню, выделяли деньги из Национального фонда - сначала через ФНБ, а потом через Фонд проблемных кредитов.
Например, в бюджете на 2017 год целевое перечисление в ФПК было на 2,1 трлн тенге. Учитывая сильную зависимость бюджета от Нацфонда, часть денег ушла туда без вариантов.
И вот еще несколько примеров. В 2015-2016 годах «КазМунайГаз» и «КТЖ» получили помощь для выплаты внешних долгов из Нацфонда – $4 млрд и ЕНПФ – 50 млрд тенге. Понимаю, девальвация и усложнение внешних условий, но все же у будущих поколений к этому могут возникнуть вопросы.
Также Нацфонд фактически был спонсором масштабных проектов, которые должны были помочь имиджу Казахстана за рубежом.
Например, на строительство жилья и разных развлекух в виде городка или торгового центра в рамках EXPO-2017 выделили с 2014-го по 2016-й в несколько траншей сумму в 76,1 млрд тенге.
А еще за счет Нацфонда финансировали госпрограмму «Нурлы Жол». В 2015 году это было более 770 млрд тенге, а в 2016-м - более 800 млрд тенге.
И если к отдельным направлениям госпрограммы, например, поддержке экспорта, вопросов нет - там результаты видно, то вот со строительством дорог ситуация туманная. Некоторые междугородние трассы, например, из столицы в Павлодар сдали на несколько лет позже обещанного. Ну и откаты-раскаты никто не отменял, я думаю.
Это и есть «старый Казахстан» во всей красе. Да и в целом тенденция брать деньги из Нацфонда появилась именно тогда: с 2012 года возникла практика внепланово брать деньги из фонда – постоянные уточнения бюджета приводят к увеличению расходов. И все заявленные планы по снижению трансфертов забываются и фактически не исполняются.
К 2019 году кабмин пришел в состояние, когда он с радостью объявлял о старте новых программ социальной и экономической поддержки, не думая об источниках финансирования.
Процитируем документ Счетного комитета: «С 2012 года увеличивается сумма не только гарантированного и целевого трансферта, но и сумма незапланированного трансферта из Нацфонда (рассчитан как разница между прогнозируемым общим трансфертом в предшествовавших годах и его фактическом значении). Налицо расходование средств внепланового характера».
Очень удобно и хорошо. Простота, с которой деньги из Нацфонда брались и тратились на тушение пожаров в экономике и обществе, требует особого внимания. Было бы хорошо провести аудит использования денег командами предыдущих премьер-министров – Масимова и Сагинтаева. Уверен, было много интересных расходов, которые никак не помогали ни нынешнему, ни тем более будущему поколениям. Найдя их, можно восстановить справедливость - ведь это одна из ценностей «Казахстана нового».
Вот еще немного цифр, чтобы показать, почему нужно провести проверку расходов Нацфонда и почему расходы были очень «странными». Если мы посмотрим на сальдо между поступлениями в Нацфонд и изъятиями из него, то увидим: в 2015 году оно составило -70,2%, а в 2016-м – -172,6%. В 2015 году я еще понимаю - девальвация тенге к иностранным валютам, необходимость в поддержке бизнеса. Но в 2016-м и последующих годах мы уже не видели плюса в сальдо, то есть деньги стабильно забирали из фонда, и потому он терял свою накопительную функцию.
Да, в 2020-м и 2021-м годах баланс тоже был отрицательным: но мы помним, что на страну и на мировое сообщество в целом обрушилась Пандемия COVID-19, и резкое падение цен на сырье (вплоть до минусовых цен на нефть), а затем и настоящий военный конфликт между Россией и Украиной. Но с 2015 года по 2019-й что было? Думаю, очень много ненужных и интересных расходов, часть из которых потенциально могла уйти по карманам.
Банки и другие случаи могут оказаться элементами «обнала» Национального фонда олигархатом. Поэтому ответственным органам все расходы следовало бы внимательно изучить - вплоть до 2019 года, когда вовсю работали схемы «старого Казахстана».
Тут, конечно, можно опять вернуться к сравнению нашего Нацфонда и аналогичного фонда из Норвегии. Там все инвестируется на рыночных принципах, чтобы получить максимальную прибыль. А у нас нередко - для разного рода прорывных проектов. Часть из последних, конечно, результата не имеет - ни для экономики, ни для граждан. Именно поэтому нужно все проверить, что делали с деньгами будущих поколений в прошлом, и сделать все, чтобы деньги инвестировались действительно туда, где это приносит настоящую пользу.