«Поверили слезам матери»: как мошенница из Алматинской области «похоронила» собственную дочь

Оказалось, что ею двигала жажда наживы

«Поверили слезам матери»: как мошенница из Алматинской области «похоронила» собственную дочь

С просьбами о помощи тяжелобольным детям мы сталкиваемся каждый день. Сочувствуем, торопимся перевести деньги. Между тем эту нишу благотворительности давно и прочно облюбовали мошенники. Они бессовестно используют фотографии чужих детей, придумывают несуществующие диагнозы и давят на жалость. Жертвами таких аферистов вместе с другими казахстанцами стали и корреспонденты Azattyq Rýhy.

История матери-одиночки из Костаная Мадины Айдан без преувеличения растрогала всю нашу редакцию. Еще бы, ведь речь шла о жизни семилетней девочки, за которую так долго и стойко сражалась ее мама. У ребенка, по словам женщины, выявили тяжелую болезнь сосудов головы и шеи, однако алматинские онкологи помочь ничем не смогли. Не терявшая надежду родительница утверждала, что продала единственное жилье, заручилась материальной поддержкой родственников и поехала спасать жизнь дочери в сеульскую клинику. Однако все усилия врачей якобы оказались тщетными, девочка по имени Инабат Мухит скончалась. Перед убитой «горем» мамой встал вопрос об оплате счетов за лечение и транспортировки тела на родину. Казахстанские дипломаты, опять же по словам женщины, ничем ей не помогли. Вот она и решила бросить клич о помощи через соцсети и СМИ. Да и требовалась ей не такая уж и большая сумма – 3 600 долларов.

Уже на следующий день, 29 октября, я обратилась за комментариями в Министерство иностранных дел. Там мне сообщили, что за помощью в консульство страны в Корее женщина не обращалась. Странно… Но тогда подумалось, что матери, подавленной и растерянной, было проще попросить помощи у неравнодушных соотечественников, чем проходить через некие бюрократические препоны.

В этот же день я начала звонить Мадине Айдан. Хотелось помочь, отправить деньги, которые мы решили собрать всей редакцией. Но женщина то и дело сбрасывала звонки. Позже в телефонном разговоре она все же сообщила, что необходимую сумму удалось собрать и она уже летит домой в Костанай.

«Мы закрыли сбор, собрали всю необходимую сумму. Мы сейчас уже в Москве. Люди даже из Турции, Каира звонили, морально поддерживали. У меня нет сейчас слов. Мне бабушка пенсионерка звонила даже. Моральная поддержка совсем незнакомых людей дает мне силы. Сейчас я сбавила немного эмоции. Через 20 минут мы вылетаем в Костанай. Но люди все равно перечисляют деньги, но мы уже закрыли сбор.

Сейчас просим всех удалить все публикации, потому что я чувствовала себя в этот период так, будто на своем ребенке наживаюсь. Я искренне всем желаю, чтобы никто никогда не сталкивался с таким горем», – говорила тогда Мадина Айдан.

На следующий день, 30 октября, в редакцию позвонила девушка, представившаяся волонтером. Она и рассказала нам, что девочка на самом деле не умерла, а Мадина Айдан руководствуется жаждой наживы. Ее слова, мягко говоря, шокировали, ведь в историю о том, что кто-то пытается заработать, приписывая своему ребенку несуществующее тяжелое заболевание, да еще и смерть, верить просто отказываешься. Поэтому мы решили еще раз созвониться с, как нам казалось, убитой горем женщиной. Дозвониться, хоть и не с первого раза, но удалось. На том конце провода тут же прозвучал плач.

«Мы сегодня хороним нашу девочку. Простите, что сразу не смогла ответить, сами понимаете, не до этого. С имамом говорила, он просил меня много не плакать. Столько людей пришли попрощаться, многих я даже не знаю. Ребята из Сатпаева приехали на двух машинах. Я вас, конечно, понимаю, вы правильно сделали, что решили все перепроверить. Не дай Бог у этих людей (волонтеров, предупреждавших о мошенничестве – AR) случится ситуация, как у меня, то им никто не поверит», – сказала Мадина Айдан в телефонном разговоре.

И все мы еще раз поверили слезам матери.  

Слепую веру в человеческую искренность пошатнули аргументы, с которыми уже никак не поспоришь. В редакцию пришло письмо из корейской клиники.

Позже, поговорив с волонтерами LIDER.KZ, удалось узнать всю правду. Оказалось, что Мадина Айдан проживает вовсе не в Костанае, а в Алматинской области. Она действительно воспитывает дочь Инабат, которая жива и здорова. Видимо, женщина решила заработать нечестным путем. При этом она использовала реальные номера телефонов и карточек, куда ей перечисляли деньги, однако воспользовалась фото восьмилетней Камиллы Ребровой, проживающей в Талдыкоргане. У девочки лейкоз на стадии ремиссии, она воспитывается у бабушки. Денег на лечение не хватает, поэтому для нее волонтерами была создана страничка в Instagram, на которую подписано всего 90 человек. Именно поэтому, скорее всего, мошенница не рассчитывала на скорое раскрытие обмана. Однако публикации о трагической истории на страницах новостных порталов увидели соседи Камиллы Ребровой.

«Я тут же начала звонить на номер Мадины. Трубку взяла якобы ее сестра и сказала, что Мадина лежит с сердечным приступом и обещала мне перезвонить. Потом сама Мадина мне перезвонила и начала просить прощения, она уже знала все риски. Мы им предложили пойти на мировую. В итоге она привезла нам собранные ею за два дня 970 тысяч тенге и передала нам под расписку. Мы решили эти деньги разделить между тремя детьми. Часть средств будет передана на реабилитацию Камиллы, еще одной девочке с онкологическим заболеванием, которая сейчас проходит лечение в Турции, и поможем еще одному мальчику из Талдыкоргана с ДЦП», – рассказала волонтер LIDER.KZ Ирина Мордасова.

Волонтеры были, мягко говоря, удивлены нашей наивностью и рассказали множество историй. Например, о том, как одна обеспеченная дамочка, придумала болезнь для своей дочери, а на собранные деньги закрыла кредиты, или же, как родители собирали деньги на операцию по пересадке почки, а на людские пожертвования купили себе квартиру. Получается, что благотворительность стала настоящим раздольем для мошенников. А мы нашими установками о том, что делать добро нужно молча, попустительствуем им в этом.

«Бывают случаи, когда ребенок действительно болеет, но трудно проследить на какие цели его родители потратят деньги. Поэтому, когда мы участвуем в каком-либо сборе, то мы всегда требуем все официальные документы. Требуем счет из клиники, проверяем, есть ли такая больница, есть ли такой ребенок, какое у него заболевание. Уже потом родители пишут расписку, указав данные удостоверения личности, что обязуются потратить деньги именно на цели сбора, и предоставить нам все чеки и отчеты. И когда мы предлагаем такие расписки писать, то большинство мам отказываются, чтобы мы оказывали им помощь, потому что у них возникает ответственность. Если я принесу в правоохранительные органы эти расписки, а мама использовала деньги не по назначению, то ей придется вернуть эти средства», – говорит Анна Токишева, волонтер ОФ «Амила».

В случае, если вы хотите помочь, волонтеры советуют воспользоваться сервисом Google и Яндекс. Зачастую мошенники публикуют фотографии детей, средства для которых собирались ранее, также необходимо запросить все имеющиеся документы с диагнозами и реквизитами клиники.

«Я проверяю вплоть до того, что прошу записать мне видео рядом с больным человеком, сделать фото в стенах больницы с кружкой. Я понимаю, что это абсурдно предлагать такие вещи, когда человек находится в сложной ситуации, но это хотя бы какая-то проверка. О ситуации в Корее, где якобы умерла девочка, вам нужно было попросить документы, выписку о том, что она в морге. А ведь никаких документов с нее не взяли, и поверили только ее слезам!», – возмущается Ирина Мордасова.

«Если вы видите, что идет сбор, то нужно задавать неудобные вопросы. Обычно, когда вы вопросы какие-то будете задавать, то на вас сразу же будет накидываться куча людей и говорить: Да вы что делаете, им и так плохо! Если ребенок болеет, то у него всегда есть инвалидность, просите скинуть эти документы. Спрашивайте, какая сумма нужна, сколько уже собрано. В коробки никогда не собирайте, потому что вы не знаете, куда их собирают, и вы точно ничего не докажете. К сожалению, сейчас эти истории со сбором средств никак не регулируются. Ты сам пожертвовал и все. Не хочешь, просто не давай! Но получается, когда мошенники собирают эти деньги, то какой-то ребенок в это время умирает, а его родители не получат эту помощь! Поэтому мы всегда просим все перепроверять. Если не можете сами, то обратитесь к волонтерам», – заключила Анна Токишева.

Алтыншаш СМАГУЛОВА

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.