Казахстанцев ждет зрелищный политический сериал – Расул Рысмамбетов
Экономический обозреватель агентства делится соображениями о проведении праймериз
В конце прошлого года в узких политических кругах заговорили о праймериз – внутрипартийных выборах. Праймериз – primaries – это англоязычный термин, означающий первичные, предварительные выборы.
Вообще, такие выборы еще называются предварительным голосованием и имеют целью выбрать единого кандидата от политической партии на основную фазу выборов – соревнование с кандидатами от конкурирующих партий.
Чаще всего праймериз имеют две цели – исключить конкуренцию между однопартийцами в основном этапе выборов и повысить внутрипартийную конкуренцию.
Такие выборы внутри одной партии могут быть открытыми, когда за кандидатов голосует любой избиратель, и закрытыми, когда это разрешено делать только членам партии.
Выборы внутри одной партии в Казахстане ранее не проводились, и тут республика стоит перед дилеммой: изучать неприменимый к нам опыт или выстраивать свою систему.
Сегодня в Казахстане насчитывается семь политических партий. Кроме правящей партии существуют народно-демократическая (патриотическая) партия «Ауыл», демократическая партия Казахстана «Ак жол», политическая партия «Бiрлiк», Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК), демократическая партия Казахстана «Азат» и Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП).
Коммунисты и «Ак жол» в незначительном числе представлены в нижней палате – Мажилисе.
При семи зарегистрированных партиях далеко не о каждой из них мы что-то слышим на регулярной основе. Вообще, политические шоу – не наша сильная сторона.
История праймериз в Казахстане
В Казахстане, кстати, праймериз уже были. В январе-феврале 2016 года «Nur Otan» провел их перед основными выборами в маслихаты.
«Всего во внутрипартийных выборах приняли участие более 340 тысяч «нуротановцев». Проводились они в 3 335 первичных партийных организациях. Главная цель праймериза заключается в том, чтобы из первичной партийной организации выдвинуть единого кандидата. Самого достойного, который на собрании первичной партийной организации или на собрании выборщиков представит самую хорошую, действенную предвыборную платформу», – поделился на тот момент секретарь партии Каныбек Жумашев.
В тот год «Nur Otan» обкатывал сразу два формата – собрания выборщиков и собрания первичных партийных организаций.
Праймериз в мире
Из наших соседей праймериз проводили в России. Например, в 2000 году в Санкт-Петербурге две партии – «Яблоко» и Союз правых сил – провели праймериз одновременно, чтобы определиться со своими кандидатами на выборы губернатора. Правда, выиграл все равно действующий мэр.
И потом с 2007 года «Единая Россия» (правящая партия) часто использовала праймериз. Не всегда в основную фазу партия выдвигала победителей внутрипартийных выборов, то есть они скорее всего были проведены для определения какого-то внутреннего рейтинга.
Тем не менее история праймериз в России уже существует, российские политтехнологи наработали богатый опыт, а «Единая Россия» может похвастаться почти 20-летним стажем.
В США праймериз, наверное, самые отработанные и широко известные. Политический цикл в стране выстроен так, что партии регулярно проводят праймериз для выборов в парламент, выдвигают кандидатов в губернаторы штата, президенты страны, оттачивая и отлаживая механизмы выборов лучших и сильных лидеров на всех уровнях.
Уровень демократии в США и России сравнить сложно, однако есть некоторое сходство двух стран в их федеральном устройстве и выборах губернаторов.
В Казахстане, несмотря на уже существующие решения, выборы акимов областей проводить не спешат. Это сужает применение праймериз до маслихатов и депутатов парламента.
Задача праймериз
На мой взгляд, в наших условиях задача праймериз по выдвижению кандидатов вторична. Первичным является запуск политического шоу.
Политика, партия, выборы – для казахстанцев всегда являлись довольно скучным, а для кого-то и опасным мероприятием, от которого надо держаться подальше.
За это время часть политически активного населения потеряла интерес к происходящему. Политики и люди жили в разных мирах, которые пересекались один-два раза в год – во время выборов или массовых беспорядков.
Однако с развитием социальных сетей у граждан всего мира появились и альтернативные возможности соорганизоваться и объединить усилия по разным поводам. Если во время событий «арабской весны» мир еще не был настолько технологичен, то сейчас мы сделали большой прыжок вперед.
Политическая апатия и абсентеизм с помощью Интернета и мобильных технологий могут внезапно и неприятно перейти в фазу гиперактивности. Тем более, если это накапливается какое-то время. А политические шоу – своего рода политические сериалы – могут привлекать внимание и рано или поздно вовлекут людей в управление государством.
Однако степенные шествия, монотонные доклады в век, когда фокус внимания слушателя можно удерживать 1,5-2 минуты – непозволительная роскошь. Поэтому казахстанские партии должны выходить в реальный мир, а делать это лучше с теми, кто лучше всего понимает не просто психологию людей, но и готов стать режиссером длительного сериала. Благопристойность книги с библиотечной полки давно сменилась пять-семью словами сообщения в мессенджере.
Еще одной задачей внутрипартийных выборов может стать так называемая инвентаризация партийных активов, которым, как известно, являются люди.
Поэтому в случае проведения праймериз во всех семи партиях Казахстана мы сможем понять, есть ли у нас эти самые семь партий и сколько там в реальности человек.
Риск праймериз
При этом для всех без исключения партий праймериз несут риски. Прямой риск в том, что любая из партий может столкнуться с тем, что число ее членов дутое. Хотя в этом риске есть и возможность очистки рядов и мобилизации действительно желающих политической борьбы.
Следующий риск – это раскол в больших партиях. Чаще голосуя и дискутируя, часть членов поймут зерно своей программы и могут решить отколоться и создать свою партию. Политическая откочевка – это наша традиция. С мелкими партиями еще хуже: общество может увидеть, что мелкие партии давно уже рассосались и не представляют никакой политической силы.
Где можно использовать праймериз как инструмент?
Таким образом, казахстанцы уже созрели смотреть в прямом эфире дебаты «акжоловцев» между собой, «нуротановцев» друг с другом, пламенные речи «аулчан» на мясокомбинате.
Но где же можно применить праймериз? Пока с их помощью можно только привести партийные ряды в форму. Но без реализации этих дискуссий, без второго сезона сериала казахстанцы опять потеряют интерес.
Поэтому помимо маслихатов нас могут ждать выборы акимов, а потом, может, уже в скором будущем, мы увидим, как семь или 77 партий будут в прямом эфире выдвигать своих президентов и министров.
Расул РЫСМАМБЕТОВ, экономический обозреватель AR