Кража, разбой и вымогательство: за какими преступлениями чаще застают казахстанских подростков
Этот год запомнится казахстанцам подростковыми ОПГ, нападениями с оружием, избиением подростка толпой, убийствами и изнасилованиями
По данным Института общественной политики, в Казахстане за последние три года на 20,3% увеличилось количество детей, совершивших уголовные правонарушения. В ranking.kz сообщили, что по итогам января-июля 2023 года в стране привлекли к уголовной ответственности 944 несовершеннолетних. Из этих подростков 65 человек уже совершали правонарушения ранее.
Учитывая такую неприятную статистику, редакция Azattyq Rýhy обратилась за комментариями в Комитет по охране прав детей, чтобы узнать, как ведомство работает с проблемой и какие профилактические меры принимает. Также своим экспертным мнением поделилась психолог.
Что говорит статистика?
В департаменте воспитательной работы и дополнительного образования КОПД поделились статистикой от МВД, которая идет вразрез с данными Института общественной политики. Согласно предоставленным данным, за последние пять лет — с 2019 по 2023 годы — количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, снизилось на 28% или на 731 факт (с 2 645 до 1 914). В 2024 году преступления снизились на 5% (с 1 134 до 1 075).
Из общего количества преступлений, совершенных несовершеннолетними в 2024 году:
- 66% (715 из 1 075) составляют преступления против собственности (кража, грабеж, разбой, вымогательство и прочее);
- 17% (188 из 1 075) — преступления против личности (убийство, причинение тяжкого и среднего вреда здоровью, изнасилование и так далее);
- 7% (78 из 1 075) — преступления против общественной безопасности и общественного порядка (хулиганство).
В департаменте заверили, что по каждому преступлению изучаются причины и условия их совершения.
«Анализ показывает, что наиболее характерной причиной их совершения являются отсутствие со стороны родителей должного контроля за поведением детей, а также семейное неблагополучие. Почти каждое третье преступление (333 из 1 075) несовершеннолетними совершено в ночное время, когда они должны находиться дома. В текущем году за нахождение несовершеннолетних вне жилища и в развлекательных заведениях в ночное время к административной ответственности привлечено более 84 тысяч родителей, а также свыше 1,8 тысяч предпринимателей», — заявили в ведомстве.
Кроме того, для создания особых условий воспитания, обучения и социальной реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением предусмотрены специальные организации образования и организации с особым режимом воспитания. За последние пять лет численность воспитанников составляла: 2020 год — 197, 2021 год — 186, 2022 год −196, 2023 год −152, 2024 год — 182 ребенка.
По состоянию на ноябрь 2024 года, в Казахстане работают четыре специальных организаций образования и одна организация с особым режимом содержания. В них содержатся 182 несовершеннолетних: Жамбылская (46), Восточно-Казахстанская (35), Мангистауская (21), Абайская (11) области и.Алматы (69).
«Деятельность данных организаций регулируется Законом РК „О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности“, а также приказом МП РК от 31 августа 2022 года № 385. Работа продолжается и находится на особом контроле заинтересованных государственных органов», — добавили в департаменте.
А что с профилактикой?
По информации департамента, на сегодня вопросами обучения и воспитания школьников занимаются более 360 тысяч педагогов: восемь тысяч педагогов-психологов и четыре социальных педагогов. Порядку и правовой грамотности детей обучают через базовое содержание учебных предметов гуманитарного направления. Это такие предметы как познание мира (1-4 классы), история Казахстана (9-11 классы), основы права (9-11 классы) и обязательный курс глобальных компетенций (5-9 классы).
Кроме того, работу по профилактике правонарушений на постоянной основе проводят преимущественно на внеклассных мероприятиях. В их числе — классные часы, семинары, круглые столы, лекции, конкурсы, родительские собрания.
«Во исполнение поручения главы государства, данных на заседании Национального курултая при президенте РК „Адал адам — Адал еңбек — Адал табыс“ от 15 марта 2024 года обновлена программа „Біртұтас тәрбие“. Туда включены разделы в качестве базовых ценностей в содержание системы образования: Независимость и Патриотизм, Единство и Солидарность, Справедливость и Ответственность, Закон и Порядок, Трудолюбие и Профессионализм, Созидание и Новаторство», — подчеркнули в департаменте.
С начала учебного года организации образования в рамках программы «Біртұтас тәрбие» провели:
- с заинтересованными государственными органами — около
одного миллиона классных часов и 46,8 тысячи внеклассных мероприятий;
- с родителями («Даналық мектебі»; центры педагогической поддержки родителей) — 56,2 тысячи мероприятий.
Также в 5 860 школах РК работают профилактические советы, 115 тысяч их членов участвуют в работе с подростками и родителями. Для взаимодействия школы и родителей во всех образовательных учреждениях республики созданы Центры педагогической поддержки родителей, нацеленные на повышение их правовой и педагогической культуры. На сегодня центры провели более 45 тысяч тренингов для родителей, в том числе по формированию культуры правового поведения у детей.
«Министерством просвещения РК проводится постоянная и системная информационно-разъяснительная работа в СМИ и социальных сетях по вопросам обеспечения безопасности детей. Всего органами и организациями образования размещено на сайтах и страницах социальных сетей более 30 тысяч публикаций, постов, заметок, репортажей о различных летних мероприятиях от школьного до республиканского уровней, в том числе по темам безопасности», — заключили в департаменте.
Мнение психолога
Мы спросили у психолога Анастасии Стеблянко о том , как работать с детьми, если они уже совершили преступление.
При разговоре о детской преступности я бы выделила подростков в отдельную категорию, потому что именно они совершают правонарушения по одной очень важной причине. И эта причина — делинквентное поведение. Если говорить просто, то это проба жизни. Например, подросток идет в супермаркет, осознанно берет с полки шоколад и не оплачивает его для того, чтобы попробовать и ответить для себя на неосознаваемый вопрос: а так можно или нельзя? Если можно, то какие правила я для себя в связи с этим формулирую, и если нельзя, то какие правила я формулирую.
Именно в случае ответа «Так делать нельзя» на второй вопрос очень сильно помогает реакция взрослых. И, собственно, это и есть ответ на вопрос о том, как родители и учителя должны работать с детьми, чтобы детской преступности не происходило. Отмечу, однако, что, как говорится, везде соломки не подстелить, и профилактировать делинквентное поведение бывает непросто.
Тем не менее, это возможно, и важно в целом говорить о ценностях, о правилах в обществе, о том, что можно, что нельзя. Но самое главное — даже не говорить, а демонстрировать собственным поведением. Если, например, мама с папой говорят, что курить нельзя, но при этом сами курят, то понятно, что для ребенка подобное послание будет искажено, и с большой вероятностью он будет курить. Если мама с папой говорят о том, что нельзя выражаться грубо, но в разговорах между собой допускают обсценную лексику, весьма вероятно, что ребенок будет следовать их примеру.
В случае, если акт правонарушения произошел, ребенок вынес что-либо из супермаркета, взял у кого-то вещь без разрешения или избил кого-то, очень важна реакция. Нужно говорить о своих эмоциях: я очень огорчена, что это произошло. Далее важно выяснить причины, потому что иногда мотивы делинквентного поведения продиктованы не самим ребенком. Его могли вынудить другие — например, ребята более старшего возраста. Поэтому здесь важно это выяснять, отличать, выявлять и помогать ребенку в том случае, если он совершает правонарушение под чьим-то давлением.
Если правонарушение было его идеей, то опять же важно объяснить, рассказать и, самое важное, описать последствия: его при краже поймает за руку охранник и вызовет родителей или полицию. Нужно, чтобы подросток четко понимал, что произойдет вслед за его проступком, но запугивать не нужно. Рассказ о последствиях — это предупреждение и забота.
Возникает вопрос: а как беседовать с детьми о правонарушениях? Я бы сказала, что в целом важно говорить о том, что есть законы и определенные требования общества. Современные подростки часто говорят что-то вроде «Я никому ничего не должен». Как говорится, хорошо знают свои права, но плохо — обязанности. Поэтому нужно донести, на что он действительно имеет право, но обязательно донести, что его свобода заканчивается ровно там, где начинается свобода другого человека.
Еще одна техника разговора: всегда на один запрет рассказывать два разрешения. Например, на красный свет ходить нельзя, можно на зеленый, а на желтый нужно стоять. Детская психика устроена специфически, ее внимание фиксируется на ключевом слове «красный свет». И когда ребенок подходит к перекрестку, он помнит, что речь шла про красный свет, но не может связать ее с запретом. Если не было дополнительных указаний, ребенок просто делает то, что считает нужным. А вот если были дополнительные разрешения, тогда его память ассоциативно подсказывает правильные решения.
Ну и чисто психологически, когда есть один запрет и есть два разрешения, возникает меньше психологического протеста: мне не только что-то нельзя, но и, оказывается, что-то еще можно.
Чтобы успокоить родителей, скажу, что делинквентное поведение — это часть нормы, оно не является патологическим. Через это проходят практически все подростки в той или иной степени, просто кто-то совершает более сложные правонарушения, кто-то -менее сложные. Тем не менее, это процесс формирования отношения к обязанностям, правам и свободам. Когда подросток проходит этот период успешно, то у него формируется опора для взрослой будущей жизни. Но если в этот кризисный подростковый период опыт проходит недостаточно успешно — например, ребенок употребил запрещенные вещества, попался полиции, но родители его «отмазали», тогда отношение к обязанностям может сформироваться в искаженном виде или не сформироваться вообще.
Тогда прохождение этапа формирования внутренних правил и опор может перенестись на более поздний возраст. Поэтому мы встречаем довольно взрослых людей, которые совершают правонарушения и при этом впадают в детскую позицию. Они задают немой вопрос наподобие «А что так нельзя было?» или «А что я такого сделал?».