$ 498.51  522.84  4.81
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
20.04.2023, 10:50
Аналитика

«Государственные деньги потеряны»: названы доводы в пользу приватизации НПЗ

Несмотря на постоянную модернизацию, аварии на заводах не прекращаются

«Государственные деньги потеряны»: названы доводы в пользу приватизации НПЗ
Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Жители Атырау регулярно жалуются на черные клубы дыма, окутывающие город. Как говорят, идут они прямиком с главного местного загрязнителя – нефтеперерабатывающего завода. Этот объект, по их словам, стал настоящей головной болью – порча окружающей среды, частые аварии, отключения электричества. И все это на фоне заявлений о постоянной модернизации. Причем такая картина складывается и на двух других заводах. Куда же утекают деньги, предназначенные для ремонта, насколько хорошо руководит активами «КазМунайГаз» и почему их пора приватизировать, разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.

В Казахстане действуют три крупных нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) – Атырауский, Павлодарский и Шымкентский. Но не всеми государство владеет полностью – единственным собственником первых двух является «КазМунайГаз». И наполовину ему принадлежит шымкентский завод. Вторая доля у китайцев – ею распоряжается компания CNPC. 

«Шымкентский НПЗ ломается реже. Он выпускает более лучшее качество продуктов по выходу. В целом, этот завод более стабилен в работе, чем Атырауский или Павлодарский», – констатирует ведущий авторской программы «Байдильдинов. Нефть», экс-советник министра энергетики Олжас Байдильдинов.

На заводах же под началом КМГ аварии и вынужденные остановки происходят с завидной регулярностью. И это, разумеется, серьезно влияет на объемы переработки сырья и работу других НПЗ – им-то в таких случаях приходится брать на себя еще больше объемов, а сроки проведения ремонта – сдвигать. Только в феврале этого года на павлодарском и атырауском заводах произошли крупные аварии.

«Мы видим, что на модернизацию были потрачены довольно серьезные суммы по всем трем НПЗ, при этом нештатные ситуации все равно случаются. Все равно есть инциденты, есть статистика «КазМунайГаза» и там достаточно большие цифры. Любая остановка, любая нештатная ситуация считается инцидентом, и они продолжаются», – продолжил он.

И это, повторим, на фоне многомиллионных вложений в модернизацию. Если в Европе предприятия, выпускающие ГСМ, закрываются на капитальный ремонт раз в три года, то у нас – ежегодно.

«У нас или боятся, что какой-то технический срыв может быть, или это такой ход конем – обязательно закрываться именно осенью и весной, когда идут посев и жатва. Поэтому, я считаю, надо пересмотреть политику наших нефтеперерабатывающих заводов. Если НПЗ закрывается каждый год, значит, не внедряли там никакие евростандарты. Значит, надо проверять эти заводы», – убежден председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков.

Есть и другой, более радикальный, но весьма эффективный метод – приватизация. В собственности государства заводы не развиваются должным образом, а вот стратегический инвестор мог бы прекрасно с ними управиться.

«Такие заводы не должны быть собственностью государства. За собой оно должно оставить только контроль за тарифом на переработку. Государство в этом секторе убивает любую конкуренцию. Это видно на примере завода конденсата, который может производить около 500 тысяч тонн нефтепродуктов, но он сейчас загружен на 5-10%, потому что государство регулирует деятельность. Никакого стратегического значения в этих НПЗ нет. В мире нет такой тенденции, когда сто процентов крупных НПЗ принадлежит государству», – объясняет Олжас Байдильдинов.

В других нефтяных странах не живут ожиданиями, что завод остановится и встанет на ремонт. При рыночной конкуренции такого не происходит.

«Когда руководство, акционеры будут нести ответственность за эти остановки, тогда будет совершенно другая ситуация. Например, атырауский завод остановился, у него нештатная ситуация, но в целом никто никакой ответственности за это не понесет. Государственные деньги за этот простой потеряны, но это тоже никого особо это не будет волновать. У частной компании все было бы по-другому. Топ-менеджмент или акционеры уже давно приняли бы какое-то решение», – подчеркивает наш собеседник.

В 2015-2016 годах шли разговоры о частичной продаже заводов. В 2019-ом все три актива даже входили в план приватизации, говорит Олжас Байдильдинов. Однако все испортили планы «КазМунайГаза» по выходу на так называемое Народное IPO – акции нацкомпании собирались выставить на продажу в 2020 году, но пандемия внесла свои коррективы. И сделать это удалось лишь в конце прошлого года.

«Это с точки зрения акций тоже не очень положительный фактор, потому что понятно, что на НПЗ тоже тратятся деньги. Заводы в плане расходов не прозрачны. Сколько, например, ушло на устранение аварии, которая была в январе-феврале, никто не знает. «КазМунайГаз» об этом тоже не скажет. Хотя публичная компания, вышедшая на IPO, не должна так делать. В целом, государство этими активами не очень правильно управляет и проще их продать», – считает Олжас Байдильдинов.

Казахстану сейчас остро не хватает еще нескольких НПЗ, учитывая ежегодные простои из-за модернизации. Нехватка горючего будет лишь усиливаться, говорят эксперты. Однако вводить новые мощности или ремонтировать имеющиеся заводы однозначно надо за счет инвесторов. Но делать это нужно как можно скорее, потому как нефтяной баланс страны оказался очень и очень шатким – различные ситуации вокруг КТК и участившиеся аварии на НПЗ сказываются в первую очередь на экономике. 

Жан МУРЗА 

Новости партнеров