Запрет на вывоз нефтепродуктов: без работы рискуют остаться десятки тысяч людей
К таким последствиям может привести совместный приказ Минэнерго, Минфина, МВД и КНБ
«Они отбирают наш хлеб!» - именно с этой фразы начался разговор с Бауыржаном Утесиновым, сотрудником нефтеперерабатывающего завода, которого мы попросили прокомментировать ситуацию с совместным приказом Минэнерго, Минфина, МВД и КНБ для Azattyq Rýhy. Оказалось, что житель Мангистауской области говорит о нашумевших планах по запрету на вывоз нефтепродуктов всеми видами транспорта. Обозначен и срок – на четыре месяца. Однако то, что выглядит временной мерой, может привести к катастрофическим последствиям для тысяч работников нефтяной индустрии.
В чем же заключается непоправимый урон от возможного введения данной меры? Попробуем разобраться без сложной терминологии с помощью самих участников рынка.
Итак, Министерство энергетики планирует на четыре месяца ввести запрет на вывоз из Казахстана некоторых видов нефтепродуктов всеми видами транспорта. Согласно проекту, из Казахстана на четыре месяца запретят вывозить бензин, дизельное топливо и отдельные виды нефтепродуктов, таких, как печное и судовое топливо, а также нафту. Об этом говорится в проекте приказа, размещенном на портале «Открытые НПА». Документ будет находиться на публичном обсуждении до 31 января. Для обсуждений такого сложного вопроса с общественностью и бизнесом, как ни странно, дали срок в одну неделю.
В пояснительной записке к проекту приказа «О некоторых вопросах вывоза нефтепродуктов с территории Республики Казахстан» указывается, что планируемое нововведение не потребует выделения дополнительных средств из государственного бюджета, а «предполагаемые последствия в случае принятия проекта отсутствуют». Вот здесь чиновники как минимум лукавят.
Начнем с того, что запрет на вывоз приведет к дефициту на внутреннем рынке, как это ни парадоксально. НПЗ малой мощности перерабатывают до 300 тысяч тонн нефти в год. Основные продукты, которые они производят, - это дизтопливо, мазут, печное топливо, нафта. Причем, печное топливо и нафта производятся самими НПЗ в больших количествах. По словам участников рынка, в республике отсутствует спрос на эти нефтепродукты. То есть, они из-за этого и продаются за рубеж. При этом НПЗ малой мощности производят до 3-4 тысяч тонн качественного дизельного топлива, чем значительно покрывается дефицит в том или ином регионе. Так как в основном, действующие мини-НПЗ расположены в областях, где нет крупнотоннажных производителей ГСМ.
«Если данный приказ будет подписан, то это негативно отразится на деятельности всех НПЗ малой мощности, а их без малого почти 40 и работают на них примерно 6000 человек, которые в одночасье могут стать безработными, что приведет к ухудшению социально-экономической ситуации в стране и росту социальной напряженности. Заявленные цели приказа не отвечают реальным вызовам экономики, не учитывают реального положения дел в отрасли, ведь если НПЗ малой мощности перерабатывают экспортные объемы, то это никак не может отразиться на внутреннем рынке дизельного топлива, а соответственно данный приказ нелогичен и экономически не обоснован. Это элементарные законы рыночной экономики, логики и здравого смысла», –сообщил председатель Совета Ассоциации палат юридических консультантов, известный юрист и общественный деятель Фарид Алиев, к которому мы обратились за разъяснениями.
По его словам, будет парализована работа подрядных и сервисных компаний, которые задействованы в производственном цикле.
«Это коснется не только НПЗ, но и затронет процесс добычи и переработки нефти, логистики, реализации. Это целая цепочка организаций, которые осуществляют деятельность вместе с НПЗ малой мощности. Инспекционные услуги, транспортировка, перевалочные терминалы, нефтебазы – на всех этих предприятиях нарушится нормальная экономическая деятельность. Они, в конце концов, рискуют просто прекратить работу. Очень непродуманное решение», - говорит Фарид Алиев.
Здесь позвольте сделать отступление.
В пятницу, 27 января, представители сразу нескольких так называемых мини-НПЗ наведались в Минэнерго с надеждой, что их доводы услышат и примут в работу. Ждать аудиенции пришлось около часа. Видимо, в ведомстве решали, кто на этот раз «выйдет в народ», дабы не игнорировать принцип «слышащего государства».
В результате «чести» удостоил… замруководителя департамента. Тут же над встречей нависла тень тревоги: подобные вопросы ведь не решаются на таком уровне! Впрочем, терять нефтяникам было нечего – за ними интересы тысяч рабочих. В такой ситуации только и остается, что идти и защищать права с той самой надеждой.
Тут-то и «выложили» представители данных предприятий все риски, которые связаны с приказом о запрете на вывоз нефтепродуктов всеми видами транспорта. Забегая наперед, отмечу, что весь этот час, что длилась беседа, не покидало стойкое ощущение безнадеги: казалось, что в Минэнерго и так все решили, а так называемое публичное обсуждение данного приказа – не более чем формальность.
Продолжим о доводах участников рынка.
Критически важно и то, что НПЗ малой мощности работают напрямую с недропользователями, которые находятся на стадии разведки и пробной эксплуатации. У них нет инфраструктуры, которая позволила бы им поставлять нефть на крупные НПЗ, коих у нас в стране всего 3 – в Павлодаре, Шымкенте и Атырау.
Сейчас данную нишу заполняют как раз указанные небольшие НПЗ, именно они работают с недропользователями, закупая у них нефть, которая в дальнейшем перерабатывается. Если же им запретят этим заниматься, то малые нефтяные предприятия, которые занимаются только разведкой и пробной эксплуатацией, попросту не смогут ничего реализовать. Останутся без дохода, проще говоря.
Крупные НПЗ у них не покупают, потому что инфраструктуры нет, логистики нет, а малые не смогут в случае введения в действие данного приказа.
«Они не смогут инвестировать деньги в дальнейшую разведку и пробную эксплуатацию. Это поставит крест на разведке и бурении небольших, но перспективных месторождений. То есть при разведке они смотрят, есть ли там что-то, стоит ли дальше работать и инвестировать. А эти деньги, собственно, они и получают от мини-заводов», - говорили участники в ходе встречи в Минэнерго.
Далее. Малые НПЗ перерабатывают экспортные объемы нефти небольших месторождений. То есть закупают «черное золото» по экспортным ценам, пополняют бюджет страны. Мини-заводы фактически покупают нефть с месторождений по завышенной цене. Эти деньги опять же идут в развитие инфраструктуры. Логично, что если НПЗ малой мощности перерабатывают экспортные объемы, то это никак не может отразиться на внутреннем рынке дизельного топлива.
А нашумевший приказ как раз-таки и мотивируется якобы защитой дизельного рынка в стране.
«О какой защите идет речь, если в данном случае рассматриваются экспортные объемы, то есть то, что и так должно вывозиться за пределы республики? Вдумайтесь: планируется запретить вывоз того, что закупается по экспортным ценам и то, что изначально предназначалось для вывоза», - говорят нефтяники.
Кроме того, данный запрет приведет к неизбежному «затовариванию». То есть, если нефть не вывозится с месторождений, то формируется излишек. Соответственно, недропользователь будет вынужден остановить добычу нефти и всю работу.
«Добычу нефти не так уж и просто приостановить, закрыв «краник» на четыре месяца. Это полностью губит всю инфраструктуру предприятия, нарушает устоявшие экономические связи. Может произойти «затоваривание», вывоз нефти не будет осуществляться, так как крупным НПЗ не смогут реализовать в силу отсутствия инфраструктуры, а мелким запретит данный приказ. Консервировать, закрывать, это еще и урон экологии и очень дорого обойдется», - поясняет Фарид Алиев.
Теперь о том, чем же мотивируют необходимость введения запрета. Тут мы подбираемся к самому интересному.
Речь идет о том, что в стране периодически ощущается топливный дефицит и какие-то недобросовестные «торговцы» нелегально под видом, допустим, нафты или печного топлива вывозят за рубеж дизель.
«Тут возникает интересная ситуация. Если кто-то этим реально занимается, то огласите весь список – о каких НПЗ идет речь. Тут как в казахской пословице: шаш ал десе, бас алады. Они действительно будто «голову отрезают», вместо того чтобы привлечь к ответственности недобросовестных предпринимателей, которые, возможно и вывозят из страны дизельное топливо под прикрытием других нефтепродуктов. Тут вопросы к механизмам контроля. Если у нас в действительности возникли такие проблемы, то вопросы к правоохранительным органам и компетентные органы должны возбуждать соответствующие уголовные дела и привлекать к ответственности виновных лиц. А тут, без суда и следствия, всех представителей НПЗ малой мощности, априори «окрестили» потенциальными контрабандистами», - пояснил Фарид Алиев.
И последнее. Как уже упоминалось выше, на этих предприятиях задействованы тысячи рабочих. Надо понимать, что указанные мини-НПЗ находятся в районах, малых городах. Это, условно, не Алматы или Астана, где при потере одной работы у людей есть возможность устроиться на другую. В районах это градообразующие предприятия – жители района, близлежащих аулов работают на них.
Именно об этом с тревогой в голосе нам поведал Бауыржан Утесинов – житель Мангистауской области, работающий технологом на одном из предприятий.
«У нас больше 200 человек работают, плюс охранное агентство, логистическая компания, инспекция. Все эти люди могут остаться без работы. Сейчас мы видим, что люди выходят с требованиями о повышении зарплаты, выплате премий, бонусов, а тут мы рискуем вообще остаться без ничего! Без хлеба! Я боюсь, что это решение приведет к очень плохим последствиям – регион весь нефтяной, тысячи работников, большинство – многодетные. У нас – все местные, другой работы нет», - заявил Бауыржан Утесинов.
К каким результатам приведет встреча в Минэнерго, думается, вы уже догадались: «предоставьте свои доводы в письменном виде», «ваше мнение очень важно для нас», но мы решили по-своему. Неужели принцип «слышащего государства» сводится лишь к формальному проведению слушаний и мероприятий без учета мнения представителей индустрии и экспертов отрасли?