$ 511.22  540.05  4.73
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
26.01.2022, 21:23
Аналитика

«Ситуация сложная». Что будет с ценами на газ и бензин?

Низкие цены могут привести к дефициту топлива, утверждают эксперты

«Ситуация сложная». Что будет с ценами на газ и бензин?
Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Обстановка на топливном рынке сейчас весьма неоднозначная. Президент заморозил цены на топливо на полгода. Но что будет после, учитывая повышение акциз на ГСМ, большие объемы газа на экспорт, разницу во внутренних и мировых ценниках и добычу сырья в основном иностранцами? Практически все говорит не в пользу низких цен на горючее. Подробный анализ ситуации и возможные сценарии дальнейшего развития событий приводит корреспондент Azattyq Rýhy.  

Итак, с самого начала. На самом деле резкого скачка газа с 50 до 120 тенге не было, повышение шло поэтапно. Еще с марта 2021 года чиновники перестали регулировать цены на голубое топливо. Плюс государство последние два года постепенно выводило газ на биржевые торги, то есть продавало его на электронной торговой площадке, увеличивая квоты каждый месяц. То есть, онлайн продавался не весь объем топлива – его каждый месяц понемногу увеличивали.

И вот с января 2022 года электронно начали продавать абсолютно весь объем сырья. Из-за этого крупные игроки предлагали высокую цену за большие объемы, что и побудило повышение цен.

В начале января, напомню, правительство установило предельные цены на газ. В Мангистауской области его отпускают по 50 тенге за литр, в Алматы по 65, а в столице – 70 тенге. Но такие ценники будут действовать только полгода, до июля. Что же будет с ценами дальше?

«В начале января цена за тонну сжиженного составляла 140 000 тенге. В настоящее время государство на полгода установило предельные оптовые цены на газ, и теперь ценник составил 28 000 тенге за тонну. Скорее всего, сдерживать постоянно так не получится, иначе возможен дефицит на рынке. Будем смотреть, как будет развиваться ситуация дальше. Повышение будет, но не такое сильное. В любом случае Министерство энергетики будет работать с поставщиками, ограничат перекупщиков. Если цены даже повысятся, то не в разы», - прогнозирует генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов.

«С ценами на газ сложная ситуация. Топливо в Казахстане самое дешевое в регионе и одно из самых дешевых в мире. Мы стабильно в 10-ке стран по самым дешевым энергоносителям. Цены будут расти, нужно быть к этому готовыми. На мой взгляд, важно объяснить населению, что это временная мера, и долго так продолжаться не может. В эти полгода Президент ждет конструктивных предложений по дальнейшему функционированию рынка, модели ручного управления либо либерализации. Наверное, к лету мы будем понимать, какая точка зрения возобладает в правительстве», - считает аналитик, ведущий авторской программы «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов.

Из-за низких цен и возникает дефицит сжиженного газа – спрос очень большой, а предложить больше добывающие компании не могут. Почему? Ответ прост – дело в том, что при добыче 3,2 миллиона тонн сырья практически половину экспортируют. Иностранным компаниям выгоднее отправлять казахстанский газ за рубеж по высоким ценам, чем поставлять нам на наш рынок по низким ценам.

«Они только часть, 10-15% от своей добычи поставляют на внутренний рынок, а остальное поставляют по мировым расценкам. Это частные компании и их контракты позволяют это делать. Они готовы на внутреннем рынке продавать, но по экспортным ценам. А цены на сжиженный газ у нас, как минимум в три раза дешевле, чем в соседних странах. И в этой связи компании стараются экспортировать сжиженный газ», - объясняет Нурлан Жумагулов.

С природным газом практически такая же ситуация. В этом вопросе важно понимать структуру рынка. Дело в том, что у нас доля национальной добычи природного газа составляет всего лишь 15%. «QazaqGaz» (в прошлом «КазТрансГаз») контролирует только 15% от добычи газа в стране.

«Основную часть контролируют два иностранных консорциума – Тенгизшевройл и Карачаганак. Они не будут поставлять газ на внутренний рынок по ценам в 4-5 раз ниже мировых. Чтобы обеспечивать страну с растущими потребностями этим видом топлива, нам нужно либо развивать свою добычу газа, либо отпускать цены на внутреннем рынке, чтобы они стали привлекательными для инвесторов», - говорит Байдильдинов.

У нас добывается примерно 50 миллиардов кубов природного газа. Одна треть из них закачивают обратно в пласт для поддержания давления – так добывать нефть и попутный газ намного легче. По законодательству «QazaqGaz» выкупает у них топливо по себестоимости с премией в 10%.

Далее национальный оператор поставляет газ уже на внутренний рынок и зачастую цена может быть меньше себестоимости. И остатки – около 7-10 миллиардов кубометров он уже экспортирует, потому что экспортные цены в разы выше внутренних. И тем самым «QazaqGaz» балансирует между низкими ценами на внутреннем рынке и высокими на внешнем.

«Но последний год мы замечаем, что «QazaqGaz»   все больше хочет экспортировать. И некоторые новые производства, которые хотят использовать природный газ в качестве топлива, к сожалению, не могут подключиться к системе газопроводов и покупать дешевый доступный газ. И в этой связи Президент поручил не ограничивать доступ к газу, потому что очень много жалоб от местных исполнительных органов поступало. Поставлена задача развивать газ внутри Казахстана. Но почему эта отрасль не развивалась? Потому что по законодательству любая компания должна поставлять нацоператору газ по цене себестоимости всего лишь с 10%-ной маржой. Это дестимулирует на создание новых газоперерабатывающих заводов», - подчеркнул гендиректор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов.

Именно поэтому казахстанцам лучше не ждать вечнодешевого топлива. Это касается и бензина с дизелем.

«Я не ожидаю удешевления цен на нефтепродукты, в частности на бензин и дизельное топливо. Это связано с тем, что собираются увеличивать акцизы на бензин и дизельное топливо. Причем по дизельному топливу увеличение акцизов существенное. Кроме того, акцизы так же распространяются на импорт дизельного топлива из Российской Федерации. Другой фактор в том, что мы граничим с Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном и зачастую наши нефтепродукты вывозятся в соседние страны, если даже не физическим образом, то за счет транспорта, фур», - заключил Жумагулов.

Жан МУРЗА

Новости партнеров