Малоимущие станут пушечным мясом при вакцинации казахстанским препаратом – эксперт
Строительство завода по выпуску вакцин от КВИ и объемы производства специалисты назвали нелогичными
Казахстанским долгостроям нынче можно смело сказать: коронавируса на вас не было. Когда захотим, даже завод за полгода можем построить и за пару месяцев наладить производство. Жамбылская область тому пример, где через несколько недель, аккурат к Новому году, достроят завод по выпуску вакцин, а уже в марте отгрузят первую партию препаратов от COVID-19. Правда, сама вакцина еще не прошла клинические испытания, но ведь это такая мелочь. Главное – завод за 7 миллиардов тенге готов, да еще на какие объемы замахнулся – 60 миллионов вакцин в год собирается выпускать. Зачем такие масштабы, кто их будет покупать, да вообще будут ли, если под боком россияне тоже наладят производство своей вакцины «Спутник V» в Карагандинской области? Все это повергает в недоумение экспертов, опрошенных корреспондентом Azattyq Rýhy.
Недавно глава Жамбылской области обрадовал такой новостью:
«В Кордайском районе строится завод по производству вакцин. Там есть Научно-исследовательский институт проблем биологической безопасности, в котором выпускают вакцины против дерматита, бруцеллеза, птичьего гриппа. Теперь там же будет открыт новый завод. Как минимум он будет способен производить от 30 миллионов до 60 миллионов доз вакцин от коронавируса. По планам, до конца года завод будет запущен. В марте будет выпускать вакцину», – проинформировал Бердибек Сапарбаев.
Смущает статус первопроходца: за страной доселе не наблюдалось острого желания производить «человеческие» вакцины. Если это продиктовано желанием снять оковы импортозависимости, то направление, скажем так, выбрано не самое очевидное и удачное. Купить казахстанские тапки – это одно, другое дело – вакцина от смертельно опасной болезни. Логика простая: довериться новичкам в этом деле, переживающим мягко говоря не лучшие времена в сфере здравоохранения (взять хотя бы серию «посадок» в ведомстве), или купить у опытного, проверенного производителя – условной Германии?
«У Казахстана нет и никогда не было опыта выпуска вакцин для людей. Естественно, брать такие объемы, строить заводы – совершенно нелогично. С другой стороны, в принципе, если удастся затея, то вакцины будут производиться не только от COVID-19, можно будет выпускать против, допустим, полиомиелита, коклюша, дифтерии и так далее. Это те нужды, на которые наше здравоохранение расходует деньги. Естественно, возможно, Казахстан таким образом идет по пути независимости от иностранных производителей вакцин. Возможно, это одно из таких направлений биологической безопасности страны», – размышляет кандидат медицинских наук, известный медик-активист Каиргали Конеев.
Повторюсь, все это на фоне крайне сомнительной репутации казахстанских фармпроизводителей. Элементарный пример из личного опыта: сами врачи порой говорят пациентам не покупать антибиотик казахстанского производства, призывая приобрести «украинского или российского выпуска».
«Некоторые педиатры говорят, что казахстанские антибиотики даже кошкам нельзя ставить, не то, что ребенку. Почему они так говорят? Потому что видят эффективность на своем опыте. Завтра ведь они будут отвечать, если с ребенком что-то не то случится», – продолжает наш собеседник.
Если казахстанцы не будут покупать вакцины собственного производства, решатся ли на эту авантюру иностранцы?
«Если мы говорим, что будем производить 60 миллионов вакцин в год, мы сейчас уже должны понимать, куда мы будем их направлять? Это точки сбыта. Также мы должны понимать, вернутся ли вложенные деньги? Если даже мы не говорим о прибыли, то должны рассчитать, будет ли на начальном этапе самоокупаемость этого проекта?
Если заложили бюджетные деньги, надо понимать, что это деньги налогоплательщиков. Теперь готовая продукция вышла в размере 60 миллионов вакцин. Вопрос: кто будет их покупать? Хорошо, государство, к примеру, за счет бюджета обеспечит вакциной 5 миллионов казахстанцев. Окей, население купит 13 миллионов вакцин из собственного кармана. Куда девать остальные 42 миллиона? Это обычная финансовая модель. Если такая финансовая модель показывает неустойчивость, тогда надо задуматься стоит ли тратить 7 миллиардов тенге на завод, когда можно просто докупить импортные вакцины. Может Минздраву стоит задуматься над тем, чтобы стоимость привозных вакцин максимально снизить и обеспечить доступность этих вакцин для населения?», – предлагает аналитик и консультант по вопросам экономики и финансирования здравоохранения Марат Мамаев.
Осенью корреспонденты AR провели опрос на улицах Алматы, где респондентам задали простые вопросы: планируете ли вы вакцинироваться от коронавируса, если да, то вакцину какой страны вы бы выбрали? Алматинцы предпочли немецкую и российскую вакцины. Каиргали Конеев считает такой отклик справедливым и адекватным – у него самого нет доверия к отечественному антивирусному препарату.
«Какая будет репутация у вакцины? Допустим, есть информированное согласие на вакцинацию, когда человек имеет полное право изучить вакцину, страну-производителя и так далее. Получив всю эту информацию, потенциальный потребитель этой вакцины готов ли будет пожертвовать собой, чтобы поставить казахстанскую вакцину? Говорю, как есть на самом деле.
На первом этапе, естественно, пока будут набираться опыта, пока будут внедрять стандарты качества, конечно, копья будут ломаться. К большому сожалению, это будут человеческие жизни. Тот человек, который сможет позволить себе купить, будет иметь выбор. А малообеспеченные семьи, которые не смогут себе этот выбор позволить, им придется ставить казахстанскую вакцину. Первый удар пойдет по ним. Они на своих плечах докажут безопасность этой вакцины. Они как пушечное мясо, в общем», – считает эксперт.
Однако и по поводу иностранных вакцин специалист посоветовал особо не обольщаться. Как правило, на экспорт в постсоветские страны отгружают не столь качественные препараты, утверждает он.
«Люди не знают вот о чем: та же Германия, которая производит вакцину, для внутреннего рынка поставляет вакцину одного качества, а на экспорт в страны бывшего союза – совершенно иного качества. Чтобы продавать у себя на внутреннем рынке регламент один, а на постсоветском пространстве – совершенно другой. То есть экспортная продукция всегда идет на удешевление», – рассказал он.
Вот еще одна незадача: завод у нас практически готов, чего не сказать о вакцине. С самого сентября о ней ничего не слышно. Последний раз о клинических испытаниях в интервью нашему изданию рассказал завлабораторией особо опасных инфекционных заболеваний Научно-исследовательского института проблем биологической безопасности, доктор ветеринарных наук Леспек Кутумбетов. С тех пор ученые ушли в глухую оборону, а пресс-служба Комитета науки МОН практически месяц обещала нашему корреспонденту предоставить ответы о том, как проходят испытания, но в итоге информации не последовало. Все это навевает на некоторые подозрения.
Зато россияне не дремлют – в Карагандинской области на базе фармацевтического комплекса они собираются выпускать «Спутник V». Этот шаг эксперты называют ненужным и больше политическим.
Российскую вакцину будут выпускать в Караганде
«Каждая страна, конечно, должна иметь производство минимального перечня лекарственных средств и медицинских изделий для того, чтобы обеспечить инфекционную безопасность страны. Если этот вопрос входит в категорию нацбезопасности, конечно, всегда найдутся те, которые пользуясь случаем, будут говорить: «неважно, сколько это стоит, давайте вкладывать деньги». С этим тоже можно согласиться, но надо же всегда исходить из логики. Если мы вкладываем эти деньги, надо понимать, вернутся ли они
Сначала, конечно, это вызывает позитивный отклик. Думаешь: если мы начали производить вакцины, а это наукоемкое направление промышленности, это наращивание научного потенциала и экономики страны. В целом, это круто. Но как мы помним, многие такие помпезные проекты редко заканчивались успехом», – заключил Марат Мамаев.
Ромина МАКАРИМОВА