«Казахстанская действительность превратила советников в синекуру» – зачем чиновникам консультанты?
За последние месяцы армия чиновничьих советников значительно пополнилась
Кадровые рокировки в Казахстане порой вызывают недоумение: за какие заслуги? Этот вопрос, думается, можно адресовать многим управленцам, подбирающим себе советников. За последние несколько месяцев ряды личных консультантов сильно подросли. Вот только эксперты не видят особой необходимости в советниках. Более того, говорят, что их кресла превратилась в синекуру. Иначе говоря, это хорошо оплачиваемая должность, не требующая большого труда. Эдакая тихая гавань перед рывком на более статусную должность.
«Институт советников есть и в странах Европы, Северной Америки. В США советник по нацбезопасности – это человек, который в первую пятерку по влиятельности входит. В целом этот институт нужный. Но наша казахстанская действительность говорит о том, что советники превратились в некую синекуру, некое почетное место, где можно отсидеться между назначениями. Должность послов – тоже такая почетная ссылка. Некоторые сенаторы вот таким образом отсиживаются», – считает политолог Расул Жумалы.
Взять недавнее назначение Натальи Ливинской – из советника акима Алматы она прямиком перешла в кабинет руководителя Управления зеленой экономики. Неплохой взлет по карьерной лестнице, надо признать.
Можно предположить, что не задержится в кресле советника и Аян Дуйсембаев. Экс-начальник Департамента полиции Атырауской области со скандалом покинул свое генеральское кресло в 2019 году.
В мае прошлого года он получил звание генерал-майора полиции. Через неделю в соцсетях появилось видео, где на торжестве по случаю обмывания новых погон ему дарят коня. В МВД по этому поводу начали расследование. Как результат – Дуйсембаева освободили за нарушение служебной этики. Но без работы генерал-майор долго не сидел и решил податься в консультанты. 30 декабря 2019 года он стал советником акима Мангистауской области. Будет неудивительно, если в ближайшее время бывший полицейский начальник получит новую должность, куда крупнее поста консультанта.
Должность советника превратилась в формальность, потому как его функции стали очень размыты, считает политолог Данияр Ашимбаев. По сути человек, который должен давать дельные и полезные советы, превратился во второго пресс-секретаря чиновника. Нередко бывает и так, что знакомого надо пристроить в акимат, а вакансий нет, зато есть место советника.
«Штатные советники получают зарплату. Сложно сказать, к какой категории они относятся. Где-то советники относятся непосредственно к аппарату, где-то они проходят через другие подразделения акимата. Функция советника по идее – давать советы руководителю по своей сфере – по правовым вопросам, по экономическим вопросам и так далее. На деле же советники выполняют функции внештатных пресс-секретарей и помогают работе с пиаром, чтобы действовать напрямую, в обход обычной пресс-службы.
Иногда бывает, что надо кого-то пристроить, а мест нет, и назначают советником. Сейчас позицию советника просто воспринимают символизмом. Для поддержки молодежи, по выполнению каких-либо функций, например, когда-то были популярны советники по вопросам инвалидов. Но четкой регламентации этих вопросов как бы нет. То есть человеку формально никто не подчиняется, он сам находится в непосредственном подчинении первого руководителя. Соответственно, обязанности размытые», – отметил Данияр Ашимбаев.
Аким Туркестанской области Умирзак Шукеев и его коллега из Акмолинской области Ермек Маржикпаев, по всей видимости, буквально восприняв лозунг «дорогу молодым», назначили своими советниками по вопросам противодействия коррупции 20-летних юнцов. Соцсети, помнится, сильно шумели, что консультантом Шукеева стал 21-летний Асыл Алдаберген. Мол, что он может подсказать бывалому чиновнику?
Коллегой Алдабергена в Акмолинской области стала 22-летняя Самира Тайтенова.
Политолог Данияр Ашимбаев считает, что таким образом чиновники пиарятся, мол, привлекаем к работе молодежь.
«Здесь больше пиар, что привлекается молодежь. Уж понятно, что 20-летние могут максимум работать специалистами акимата. До начальников управлений им еще расти и расти. Здесь назначение молодых советников – это скорее символизм. Без знания того, как работает аппарат, без знания основ делопроизводства, принципов госслужбы толку от этого никакого не будет. Поэтому здесь больше символизм и пиар», – выразил свою точку зрения Данияр Ашимбаев.
Его коллега Расул Жумалы считает, что и среди юных чиновников могут встретиться талантливые самородки и набирать на госслужбу специалистов не следует только по возрастным категориям.
«С одной стороны, нас смущает возраст. В нашей политической системе до сих пор на ключевых позициях находятся люди пожилого возраста. И у нас сложился такой стереотип, что он должен набраться опыта, пройти через какие-то ступени и так далее. Может, это и имеет под собой какую-то почву. С другой стороны, если посмотреть на мировой опыт, часто появляются очень достойные кандидаты 20-30 лет, и поэтому делать упор на возрастной критерий, мне кажется, тоже было бы неправильно. Мы знаем много примеров, когда люди в 25-26 лет становились президентами страны. В каждом случае, я думаю, должен быть отдельный подход. Среди 20-летних действительно могут оказаться зеленые, неподготовленные, но могут оказаться и какие-то самородки», – предполагает Расул Жумалы.
Нередко чиновники хотят видеть рядом с собой и сильных специалистов из тех или иных сфер. Например, аким Кызылординской области Гульшара Абдыкаликова решила всерьез взяться за культурные проблемы и назначила своим советником оперного певца, экс-солиста «Астана опера» Сундета Байгожина. Впрочем, он не единственный «сценический» специалист, ставший надеждой чиновников. В сентябре 2019 аким Алматы Бакытжан Сагинтаев назначил советником известного певца Мейрамбека Беспаева.
Нередко советниками становятся приближенные к чиновникам люди или депутаты местных маслихатов. К примеру, в январе 2020 года советником министра энергетики Нурлана Ногаева стал его пресс-секретарь из Атырау. Серикжан Ерментаев руководил пресс-службой Ногаева, когда тот был акимом Атырауской области.
Депутат столичного маслихата Мирас Шакенов 2 мая 2020 года был назначен советником акима Нур-Султана. Депутат маслихата Восточно-Казахстанской области Маржан Бахыт 15 мая этого года тоже получила кресло советника акима области.
19 мая элитолог Ербол Едилов стал советником премьер-министра страны. Таким образом Едилов стал коллегой Габидуллы Абдрахимова. Напомним, что экс-акима Шымкента тогда сняли с должности с формулировкой «исчерпал кредит доверия».
Конечно, я не обобщаю всех специалистов. Как сказал Расул Жумалы, советник советнику рознь. Есть те, кто просто просиживает, есть те, кто относятся к должности как к синекуре, но есть и вполне достойные люди, в чьих советах нуждаются первые лица страны. Иногда ценные советы бывают на вес золота. И хочется верить, что рекомендации этих людей действительно полезны и, главное, бывают услышаны.
Ромина МАКАРИМОВА